“
Одна из недавних работ мастера представляет собой художественное высказывание-результат. Результат размышлений над событиями последнего времени, да и более отдаленных времен, воплощенный через язык живописи.
Автор выбрал художественное решение, прошедшее испытание историческим временем, историей искусства — это автопортрет. Автопортрет, перерастающий границы изображения отдельного существа в стремлении обнаружить в самом себе все-человека. Так поступали многие мастера Ренессанса (вспомним автопортреты Дюрера и Леонардо да Винчи). Но ИНК — художник, выросший в русской культуре. Для него велико, значимо наследие иконописной традиции. В иконе физическое (реальный человек, святой) трансформируется в метафизическое, а конечное — в бесконечное. Не случайно картине «Куда идем?» в творчестве художника предшествует такая работа, как «Мой друг И.», композиционной основой которой является иконография Спаса Нерукотворного. Она же становится основой и этой работы.
«Куда идем?» — монументальное полотно. Его размеры велики, два на три метра. Но не только они определяют масштаб картины. Почти весь холст занимает лицо. Это максимальное приближение к человеку. Глаза смотрят и на зрителя, и в глубину самого себя. Ничего лишнего, никаких отвлекающих деталей в изображении нет. Лаконизму формы вторит цветовое решение: золото, синий, пурпур и белый. Это излюбленные цвета иконы и старых мастеров. Цвета-символы, которые выражают начала: Божественное (золото и белое), небесное (синий) и человеческое (пурпур). Выступая в единстве, они являют собой мироздание в целом. Его вмещает в себе все-человек. Микрокосм сопрягается с макрокосмом.
Название «Куда идем?», словно тропинка, приводит нас еще к одному смысловому, содержательному слою. У истоков возникновения современного искусства один из его создателей, Поль Гоген, написал картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». Философский и метафизический пафос этих вопросов время от времени вдохновляет творцов разных эпох и, видимо, присущ человеку во все времена. Рубеж XX-XXI веков не стал исключением. Творческое сознание вновь и вновь задается вопросами о направлениях тех дорог, по которым идет человечество.
Анна Флорковская, доктор искусствоведения, доцент, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Москвовского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова